Представление следующего вида йоги хочется начать с такого перефразирования известных высказываний: “Солидная классика всегда в моде, как бы на первый взгляд экстремально она не выглядела.”
И отвечая на вопрос, что же такое Аштанга йога: еще один вид продвинутой гимнастики или метод развития духовных начал, можно смело сказать: и то, и другое, и третье … и, так и хочется написать – восьмое. Поскольку аштанга переводится как “восьмиступенчатая”.
Содержание:
- Аштанга – классика йоги, “Йога-сутры” Патанджали;
- Яма и Нияма;
- Асана и Пранаяма;
- Дхьяна и Самадхи;
- Аштанга виньяса йога;
- Что такое Виньяса;
- Система тренировочных последовательностей Аштанга виньяса йоги.
Аштанга – классика йоги, “Йога-сутры” Патанджали
Впервые восьмиступенчатая система описана в “Йога-сутрах” Патанджали, труде, который считается основополагающим трактатом о йоге. Говорится, что он подобен «карте звездного неба мира йоги» и может служить путеводителем по оному. В чем отчасти несложно убедиться на практике: человек, знакомый с Аштанга йогой, может заметить те или иные ее элементы практически в любой дисциплине, в названии которой присутствует слово йога. В Йога-сутрах” описан также идеал йогина, практика достижения которого делится на восемь составляющих.
Согласно Патанджали «Йога есть обуздание волнений, присущих уму», а Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана, Самадхи – это ступени на этом пути.
Яма и Нияма
Яма – это соблюдение правил, а вернее, принципов поведения. Таких, как непричинение вреда или ненасилие (ахимса), в том числе в мыслях и пожеланиях; правдивость (сатья) как отсутствие лжи, в том числе самому себе; отказ от стремления присвоить то, что тебе не принадлежит (астея); освобождение от ненужных вещей, отсутствие алчности (апариграха), контроль над желаниями, самодисциплина (брахмачари). Соблюдение этических принципов в соединении со здравым смыслом, правильное действие – это и называется Яма.
Нияма – этот принцип проще всего выразить через такое понятие как очищение от загрязнений. Тела, мыслей, чувств. Патанджали упоминает 5 принципов нияма: чистота, внешняя – чистоплотность, и внутренняя – чистота помыслов, (все это шауча); скромность, удовлетворенность настоящим (сантоша); самоограничение ради достижения духовных целей (тапас), формирование культуры мышления (свадхья); принятие высшего идеала (ишвара-пранидхана).
Асана и Пранаяма
Асана – назовем это специальными приемами работы с телом. Цель которых развитие способности тела принять положение “которое твердо и приятно”, то есть обеспечивает стабильное функционирование внутренних токов. При этом, развитие тела не самоцель, но необходимая ступень на пути совершенствования.
Пранаяма – особые дыхательные упражнения, позволяющие контролировать, накапливать и направлять жизненную энергию “прану”. Процитируем: “Пранаяма — это техника, посредством которой в теле активируются все большие количества праны”. Необходимо отметить, что существуют различные виды и техники пранаямы, направленные на разные цели.
Пранаяма, как и асана, может оказать сильное влияние на физиологическую составляющую. К слову, когда говорят о тех или иных видах йоги, речь идет по большей части именно о сочетании асаны с пранаямой.
Пратьяхара и Дхарана
Пратьяхара – первая ступень работы с сознанием. Она заключается в практике отвлечения чувств от объектов, на которые они направлены в обыденном режиме, разрыва этих устойчивых связей, шаблонов мышления. Освобожденное от шаблонов, “сознание становится способным к Дхаране”.
Дхарана же есть “удержание мысли”, концентрация ума, при которой внимание сосредотачивается на каком-либо предмете “или в теле, или вне тела” и долгое время удерживается на нем. По-настоящему полная концентрация требует подготовки и применения специальных техник.
Дхьяна и Самадхи
Седьмая и восьмая ступени Аштанга йоги. Дхьяна описывается как медитация, непрерывное познавание предмета сосредоточенности ума, а самадхи как состояние слияния с сутью всех вещей, когда между воспринимающим и предметом восприятия отсутствует разница. Что выражается в отсутствии противоречия между внешним и внутренним, полном спокойствии и бесстрашии сознания.
Вот вкратце о том, из чего состоит и с чем работает Аштанга йога. Как это возможно применить на практике? Хотя об учениках самого Патанджали нам ничего не известно, существует ряд серьезных школ, основанных на описанных им методах.
Аштанга виньяса йога
Традиция аштанга виньяса йоги получила распространение благодаря ученику Кришнамачарьи Шри Паттабхи Джойсу, который основал школу йоги в Майсоре (Южная Индия). В этой традиции последовательность асан как бы “нанизана на нить” повторяющихся комплексов движений (виньяса), совмещенных с пранаямой.
Особое внимание уделяется технике дришти – концентрации внимания на определенных точках и трем основным бандхам (энергетическим замкам), которые организуют потоки энергии в организме.
Виньяса направлена на укрепление тела, развитие гибкости, физической и ментальной устойчивости практикующего. В отличие от многих Шри Паттабхи Джойс отстаивает тот подход, что “не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции”. Отчасти такая специфика связана с тем, что в школе Кришнамачарья эти методики изначально применялась для тренировки молодых людей из военного сословия.
Что такое Виньяса
Виньяса означает упражнения, сочетающие дыхания и движения, где на каждое движение приходится одно дыхание. Целью виньясы становится внутреннее очищение. Дыхание и движение, совершаемые одновременно с асанами “заставляют кровь бурлить”. Жар, производимый в результате упражнений, очищает кровь и делает ее жидкой, чтобы она могла циркулировать без помех и затруднений, унося боль и напряжение из тела. Важным продуктом виньясы считается пот, потому что именно с потом болезнь покидает тело и организм очищается.
В результате применения метода виньяс тело становится сильным, чистым, здоровым. После этого можно переходить к очистке нервной системы и органов чувств.
Только благодаря твердому намерению и усердной практике тело и органы чувств можно контролировать. Эти сложные и требующие и многих лет практики шаги. После того же, как это выполнено, контроль ума приходит автоматически. Практика виньяс создает для этого необходимую основу.
Система тренировочных последовательностей Аштанга виньяса йоги
Паттабхи Джойс объясняет: «Добившись синхронности дыхания и движений ученику удается привести в соответствие друг другу тело и сознание, создав возможность для более легкого преодоления физиологических и психологических барьеров».
Для чего применяется система тренировочных последовательностей. Она состоит из нескольких базовых уровней восходящей степени сложности.
Информация по первым пяти уровням открыта, информация о более сложных уровнях и их общем числе в общем доступе не разглашается. Смысл этого видится простым и логичным, не только для виньяса, но и для любой йоги: только систематические занятия под руководством опытного наставника позволяют достигнуть правильных результатов.
Comments